07.10.2023

Встреча Ахматовой и Маяковского случилась в Железногорске

5 октября на сцене Дворца горняков случилось настоящее соединение эпох, гениальных имён прошлого и современности, поэзии и музыки.

Алёна Мяснянкина Фото: Валерия Воронова

5 октября на сцене Дворца горняков случилось настоящее соединение эпох, гениальных имён прошлого и современности, поэзии и музыки. Юлия Авшарова, Юрий Анпилогов и камерный оркестр «Виртуозы Москвы» представили железногорцам постановку «Ахматова и Маяковский: встреча, которой не было».
Блистательную премьеру 2023-го года, идущую с успехом на столичных площадках, жители регионов, где работает компания «Металлоинвест», увидели благодаря фонду «Искусство, наука и спорт». Вся Россия раскололась

Этой постановке трудно найти жанровое определение. В названии «музыкальный спектакль» предполагается какая-то лёгкость, «литературно-музыкальная композиция» не передаст глубины сценического и исполнительского мастерства. Перед зрителями же развернулось драматическое действо, усиленное фрагментами классической музыки острого, напряжённого характера.

Занавес открывается, главных героев на сцене ещё нет, но с первых же звуков симфонии № 4 Николая Мясковского , написанной им в 1918 году, в зале повисает ощущение тревожности, напряжённости. Музыкальный руководитель проекта, первая скрипка оркестра Алексей Лундин , подбирал произведения таким образом, чтобы у слушателя возникло ощущение сопричастности к эпохе начала XX века – времени трагических событий в истории России. Произведения Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова и, неожиданно, нашего современника Алексея Курбатова – как связь времён и понимание одинаковости переживаний человека в любую эпоху.

«Похоже, что вся Россия раскололась на Ахматовых и Маяковских. За нею – многовековое великолепное прошлое. Перед ним – многовековое великолепное будущее. И одни ненавидят других». Не правда ли, кажется, что это сказано сегодня, о событиях нашего дня? Однако нет, 100 лет назад Корней Чуковский написал статью, которая стала основой для этого спектакля.

«История имеет циклический характер. Жизнь, как периодическая система, всё время повторяется. И начало века, наверное, всегда сложное время. Но через искусство – поэзию, музыку –  всё можно пережить», – говорит дирижёр Джереми Уолкер, выпускник Королевского колледжа Лондона и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Орган и флейта

Музыкант сокрушается, что в британской школе, где он учился, не читали Маяковского и Ахматову. Поэтому очень рад, что довелось принять участие в проекте и открыть для себя этих гениальных русских поэтов. Говорит, что в Ахматовой есть гармония, мелодия, у Маяковского – глубокое содержание инстинктивного уровня. Сравнивая их с музыкальными инструментами, Маяковского, по его мнению, можно назвать контрабасом. Литавры, тромбон и орган – таков его характер. Ахматова же – это скрипка, флейта, гобой, тонкими звуками улетающие в концерте к самым вершинам души.

«Трудно представить себе двух человек, столь непохожих один на другого, как Ахматова и Маяковский. Ахматова вся в тишине и еле сказанных, еле слышных словах, Маяковский орёт, как тысячеголосая площадь», – писал в статье Корней Чуковский.

Ничего кричащего она не выносит. Слово тихий у неё всегда похвала: «тихий сад», «дыхание тихой земли», «тихий день апреля». И вдруг «в предвечерний тихий час» монастырского умиротворения врываются грохот, топот, вопли:

«Орите в ружья! В пушки басите!


Мы сами себе и Христос и Спаситель!»


Это Владимир Маяковский, чувствующий себя «гражданином вселенной», пишущий «стовёрстным» языком, диковинный и эксцентрический поэт.

«А  мы живём торжественно и трудно»

В жизни они ни разу не встретились, хотя и жили в одно время, ходили по одним улицам, дышали одним воздухом. Но видели происходящее разными глазами.

Анне Ахматовой перемены, происходящие в России, давались тяжело и болезненно:

«Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула.

Мне подменили жизнь. В другое русло,

Мимо другого потекла она».

«Ведь где-то есть простая жизнь и свет… а мы живём торжественно и трудно», – пишет поэтесса.

Маяковский же не только рад переменам, он славит бунтарский дух, он сам – часть этого духа:

«Это об нас взывала земля голосом пушечного рёва.

Это нами взбухали поля, кровями опоены́.

Стоим,

исторгнутые из земного чрева

кесаревым сечением войны.

Славим

восстаний,

бунтов,

революций день».

«Словом, тут не случайное различие двух – плохих или хороших – поэтов, тут две мировые стихии, два воплощения грандиозных исторических сил, – и пусть каждый по-своему решает, к которому из этих полюсов примкнуть, какой отвергнуть и какой любить», – предлагает в статье Корней Чуковский.

Зритель истосковался по глубине

Исполнитель роли «поэта революции»  Юрий Анпилогов   рассказал, что он «с Маяковским давно». С его произведениями поступал в школу-студию МХАТ, является официальным голосом Маяковского на выставке «Дочь», посвящённой дочери поэта. В его исполнении звучат стихи в специальном троллейбусе, который ходит по Садовому кольцу Москвы. Эту любовь ему привила учительница русского и литературы в школе, потому что читала школьникам не только программные «Стихи о советском паспорте» и «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», но и лирические произведения поэта. И он открылся мальчику, как «глыбище»:

«Они гении, писали на века, и каждый слушатель в любую эпоху найдёт в них отражение своих мыслей. Я видел в зале сидит молодая 16-летняя девушка, а рядом дама бальзаковского возраста, и они сопереживают, но каждый, конечно, по-своему. Всё в нас воспитывается в детстве, потому так важно прикосновение к классике».

Согласна с коллегой по сцене и исполнительница роли Ахматовой:

«Сейчас зрителя испортили бесконечным весельем, развлечением, и он перестаёт думать, подключать воображение, не может сам создавать образы. Поэтому зрители истосковались по таким глубоким произведениям».

Рассказала Юлия Авшарова и о работе над постановкой:

«Запоминание слов – это минимальный уровень. Непростая задача, но тренируется путём многократных повторений. А дальше начинается наша работа, чтобы передать то, что гениально написано. Когда-то я играла Жанну д’Арк. На мой взгляд спектакль «Ахматова и Маяковский» – это что-то в этом роде. Видимо, поэзия требует максимальных затрат».

Конечно, зрители чувствуют отдачу чтецов, выкладывающихся на сцене даже больше, чем драматические актёры в спектакле.

«Необычное сочетание поэзии и музыки, знакомство с такими разнополярными поэтами. Мне ближе, конечно, Анна Ахматова. Может, потому что она, как женщина, чувствует время и состояние мягче. Очень откликались в сердце её слова о войне, отношение к богу. Сейчас ведь очень многие ищут в нём спасение», – поделилась железногорка Инна Гладких.

Целый ряд в зале в этот раз занимали молодые люди в камуфляжной одежде. Как оказалось, Михайловский ГОК выделил благотворительные билеты солдатам срочной службы. Стефан Халезов рассказал, что работает звуковым техником в ДК Мурманска, бывал на концертах эстрадных артистов, но актёров и музыкантов такого уровня открыл для себя впервые и восхищён этим событием в жизни.

Последние новости

В Курске 5 мая температура воздуха поднимется до 18 градусов тепла

В области отметка на термометре достигнет отметки 20 градусов. В городе возможны кратковременные дожди в середине дня.

В Курской области зафиксировано снижение смертности

По итогам 2023 года в Курской области зафиксировано самое значительное в Черноземье снижение смертности, ее уровень в нашем регионе сократился за год на 13%, а в среднем по всем областям Черноземья – на 8,8%.

Суд признал гражданина утратившим право пользования жилым помещением.

Мантуровским районным судом Курской области удовлетворены исковые требования жителей с.Мантурово, один из которых действовал в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка,

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *