Опираться на коллектив и слышать людей
Таковы главные принципы нового директора железногорского лицея №5 Романа Константинова.
Роман Константинов родился и жил в Курске. Имеет три высших образования – юридическое, педагогическое, экономическое. В педагогику пришел состоявшимся юристом и третьекурсником КГУ, работал преподавателем физкультуры в одной из курских школ. Через время был назначен заместителем директора другой школы. Работая в этой должности, попутно выучился на экономиста. С августа 2024 года работает директором лицея №5 Железногорска. 40 лет, двое детей.
Роман Павлович, почему вы пошли в педагогику?
– Видимо, так распорядилась судьба в лице мамы и бабушки. Получив юридическое образование, пошел учится на педагога. Ключевую роль сыграла мама. Она не педагог, но всегда хотела быть им. И бабушка говорила: «Внук, ты – юрист, это хорошо. Но, может быть, рассмотришь деятельность учителя?». Старший ее сын, мой дядя Вася, работал учителем, а затем директором сельской школы. Учительствовала и его жена, моя тетя. Я последовал материнскому и бабушкину совету и нашел свое место в жизни. Мне очень нравится работать с детьми. Когда преподавал физкультуру, возил детей на соревнования. Они занимали призовые места, у них так сияли глаза! И ребята говорили: «Спасибо, Роман Павлович». Или родители: «Хоть вы и жесткий где-то, но у нашего ребенка появилось желание быть ответственным». После всего этого мне не важны деньги, статус, регалии – говорю честно.
Вы, очевидно, тоже спортсмен?
– Да, профессионально занимаюсь спортом, хоть некоторые и намекают, что уже не по возрасту. Но без спорта не могу. Начинал с борьбы, потом был бокс, немного – смешанные единоборства. В итоге перешел в тяжелую атлетику, пауэрлифтинг.
Как вы вообще оказались в Железногорске?
– Можно сказать, привели здоровые трудовые амбиции: хотелось возглавить какой-нибудь масштабный проект. В лицее №5 как раз реализовывали первый в Железногорске федеральный проект модернизации такого уровня. Я охотно согласился стать директором учреждения, особенно в такой момент.
Как вас встретил наш город? Были трудности и поддержка?
– Безусловно, было непросто, уже начинался капремонт. Когда я вник, что нужно, в какие сроки, какие недочеты нужно убрать, то с проблемами мог всегда обратиться к главе города. Искренне благодарен за неизменную поддержку Александру Валентиновичу Михайлову. Спасибо также начальнику управления образования Марине Васильевне Сальниковой, коллегам из других школ.
Вообще, считаю, что неразрешимых проблем практически не существует. Просто одни еще не созрели во времени, а к другим надо подойти с иной стороны. Бывает еще, что закапываемся в ворохе мелких вопросов, а серьезные и важные для людей моменты проходят незамеченными. Чтобы увидеть корень проблем и нащупать их решение, стараюсь быть честным в разговоре с коллегами, родителями и другими. Всегда объясняю людям: «Давайте поговорим. Решение, понятно, останется за мной, но я услышу, чего хотите вы, и мы найдем выход».
Проблема сама собой не решится.
Директор школы, по-вашему, прежде всего педагог или управленец?
– Прежде всего – директор должен быть психологом. Это 50 процентов успешного результата. Потому что взаимодействовать приходится с разными людьми, к каждому нужно найти подход, в чем-то понять, в чем-то убедить. Уметь управлять коллективом и школьным хозяйством, знать реальное положение дел в учреждении и думать о его перспективах – это тоже совершенно необходимо, весь процесс строится на управлении, так что отдадим этой функции не менее трети успеха. Ну, и двадцать процентов – педагогическому умению, поскольку говорим о руководстве школой, то есть сообществом учеников и учителей. Для детей директор в любом случае олицетворяет главного воспитателя. А в педколлективе директор – прежде всего советчик.
Вы пришли в престижное образовательное учреждение, созданное предшественниками. А что такое, по-вашему, сильная школа?
– С моей точки зрения – это крепкий, профессиональный педагогический состав. Давайте говорить прямо, материально заинтересовать молодых учителей сегодня сложно. Вот приходит выпускник вуза в школу, видит, что на практике все совсем не так, как учили в теории. Дети не слушаются, коллектив не понимает, то есть сложностей много, а денег – наоборот. И зачастую вскоре молодежь находит другое место работы. Чем удержать их? А есть в каждой школе костяк – те люди, что проработали немало лет, умеют учить детей, справляться с их поведением, осознанно участвуют в любом школьном процессе. Эти педагоги вкладывают в свое дело душу.
Опытные учителя благотворно действуют на сплоченность педсостава. Они-то и могут стать поддержкой для молодых педагогов. Чтобы эти новые «ростки» вросли и расцвели в школьном коллективе, внедрили в него современные технологии, передовые идеи. Когда происходит эта смычка опыта и новшеств, школа, бесспорно, становится сильной. Такой коллектив – надежная опора для руководителя, с ним ничего не страшно. Ты знаешь, что в учреждении всегда будет правильно налажен образовательный процесс, воспитательное общение со школьниками, результативное взаимодействие с родителями.
Какой коллектив нашли в лицее №5?
– Меня заранее предупредили, мол, люди здесь непростые, с ними придется нелегко. А я, когда пришел, почувствовал от коллектива симпатию и позитивный отклик на перемены. Большое дело модернизации, а может, и новые подходы в руководстве, дали людям видение перспективы. Говорили даже, что некоторые уже хотели увольняться, кто-то с неохотой ходил на работу, а теперь воодушевились.
Да, есть у нас споры, где-то меня не слышат, в чем-то не соглашаются. Все, как в большой семье. Да и прихожу на работу, как в семью. Поработал за свою жизнь не в одном коллективе, но именно здесь нашел тот, который всегда поддержит – при непременном условии, что я буду свой коллектив слышать. Поэтому уверен, что завтрашний день у нас с ними обеспечен.
Галина ЛысоваПоследние новости
Курский районный суд взыскал с администрации Курского района компенсацию морального вреда за укус бродячей собаки несовершеннолетнего ребенка
В суд с иском обратился прокурор Курского района в интересах несовершеннолетней, к администрации Курского района о взыскании компенсации морального вреда в результате укуса собаки.
В Комитете региональной безопасности Курской области состоялось торжественное награждение добровольцев народных дружин
В ходе мероприятия Олег Горячев подчеркнул значимость работы добровольцев в укреплении правопорядка и создании атмосферы доверия среди граждан.
Российский футбольный союз поддержал юных футболистов Курской области
Фото: Минспорта Курской области По решению президента РФС Александра Дюкова игровую форму, бутсы и мячи получили спортивные и общеобразовательные школы Железногорска, Курска, Льгова и 13 районов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку