Три протоиерея, иеромонах и мирянин…

26 мая – день памяти священномучеников, московских протоиереев Василия Соколова, Христофора Надеждина и Александра Заозерского, преподобномученика иеромонаха Макария (Телегина) и мученика мирянина Сергия Тихомирова.

26 мая – день памяти священномучеников, московских протоиереев Василия Соколова, Христофора Надеждина и Александра Заозерского, преподобномученика иеромонаха Макария (Телегина) и мученика мирянина Сергия Тихомирова.

Весной 1922 года началось новое после 1918 года гонение на Русскую Православную Церковь, которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и верующих должно было обязательно окончиться казнями. Поводом должно было послужить сопротивление духовенства изъятию церковных ценностей вне зависимости от того, будет ли оказано сопротивление или не будет: ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, какими и были обвиняемые вышеуказанные протоиереи, иеромонах и мирянин.

Протоиерей Василий Соколов

Священномученик Василий родился 24 июля 1868 года в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона Александра Соколова. Это был очень умный и образованный человек. В 1882 году Василий окончил Переславское духовное училище, в 1888-м – Вифанскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской Закубежской школы в Александровском уезде, которая вскоре, благодаря его усилиям, стала одной из образцовых в епархии, с обширной библиотекой для внеклассного чтения.

16 декабря 1890 года Василий Александрович был рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Пустое Рождество Переславского уезда Владимирской губернии. Во все время служения в селе – с 1891-го по 1906 год – отец Василий был заведующим и законоучителем церковноприходской школы.

Как позже запишет батюшка в своих воспоминаниях, жил он очень хорошо. Во-первых, у него был крепкий приход, во-вторых, прекрасная семья: матушка Илария и шестеро детей. Но однажды случилось так, что священник заболел тифом и находился на смертном одре. Тогда его супруга, горюя о детях, которые останутся сиротами, взмолилась Богу о том, чтобы пощадил её мужа, оставил в живых и вместо него забрал её. Отец Василий выздоровел, а ровно через год после этого матушка Илария заболела раком печени и умерла.

Спустя четыре года после смерти супруги отец Василий поступил в Московскую Духовную академию и окончил ее в 1910 году со степенью кандидата богословия, его даже хотели оставить в академии учиться дальше и затем преподавать. 26 ноября 1910 года распоряжением епархиального начальства отец Василий был определен в Николо-Явленскую церковь на Арбате. 7 мая 1915 года указом Святейшего Синода отец Василий был назначен редактором одного из отделов журнала «Московские церковные ведомости».

В 1922 году начался голод, а в храмах насильственное изъятие ценностей по всей стране. В апреле 1922 года отец Василий произнёс проповедь, в которой пытался утешить прихожан, замечая, что изъятые ценности подарят государству возможность накормить голодных. Осведомитель, находящийся в это время в храме, не расслышал, да и недопонял проповедь и в своём доносе изложил всё совсем по-другому.

Из-за этой проповеди протоиерея Василия Соколова арестовали, судили и казнили.

Христофор Надеждин

Родился 21 февраля 1869 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексея Надеждина. Первоначальное образование Христофор получил в Зарайском духовном училище; в 1889 году он окончил Рязанскую Духовную семинарию и был определен учителем пения и чистописания в Донское духовное училище. В 1892 году Христофор Aлeкceeвич поступил в Московскую Духовную академию; ему была предоставлена стипендия Высокопреосвященного Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том,

чтобы его отправили на лето 1895 года в Самарскую губернию. Академию батюшка окончил. Когда его рукоположили в священники, сначала служил в Рязанской губернии, а позже его перевели в Москву. Когда началось изъятие церковных ценностей, отец Христофор служил в храме мученика Иоанна Воина.

В течение 1915-1916 годов отец Христофор проводил внебогослужебные беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трехсот человек. Всего приход храма мученика Иоанна Воина насчитывал в то время около двух тысяч человек.

В марте 1922 года в своей проповеди священник сказал, что изъятие ценностей и вообще сложившаяся обстановка в тот период в стране – это следствие практического непослушания церкви её чадами. За эти слова священника и казнили.

Александр Заозерский

Родился 20 июля 1879 года в городе Москве в семье священника Николая Павловича Заозерского, служившего в Петропавловской церкви в Мариинской больнице. Первоначальное образование Александр получил в Заиконоспасском духовном училище; в 1899 году он окончил Московскую Духовную семинарию, в 1903-м – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был определен митрополитом Владимиром (Богоявленским) на должность псаломщика к Троицкой церкви на Арбате. В 1908 году Александр Николаевич был рукоположен во священника к Девятинской церкви на Пресне, а через год переведен в Александро-Невский храм при Мещанских училищах и богадельне. В 1919 году безбожные власти закрыли храм как домовый, и отец Александр был назначен в церковь великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду, где и прослужил до своей мученической кончины. Когда умерла его супруга, батюшке предлагали стать архиереем, но он отказался, заметив, что хочет быть ближе к народу.

Священника арестовали и казнили за то, что на собрании в храме Христа Спасителя он поддержал архиепископа Никандра, который говорил, что недопустимо сдавать настоятелям храмов церковные ценности без разрешения Патриарха.

Преподобномученик Макарий

Преподобномученик Макарий родился 28 августа 1876 года в селе Летниково Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьян Николая Карповича и Евдокии Феофановны Телегиных.

В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение уйти в монастырь. Первоначальное образование он получил в народном начальном училище. На семнадцатом году жизни он отправился в паломничество в Киев. Здесь, у святынь Киево-Печерской Лавры, окончательно созрело его решение уйти в монастырь, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения: 1 января 1898 года он был призван в армию, в которой прослужил до 29 ноября 1902 года. В 1905 году Павел поступил в Московский кафедральный Чудов монастырь и пробыл здесь на послушническом искусе пять лет. 22 января 1911 года он был пострижен в монашество и наречен Макарием, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года – во иеромонаха.

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года иеромонах Макарий был откомандирован в действующую армию и служил священником при 400 м подвижном госпитале. Из командировки он возвратился в Чудов монастырь 12 октября 1915 года.

После закрытия Чудова монастыря безбожниками иеромонах Макарий стал служить в храме на Троицком патриаршем подворье. 3 апреля 1922 года в Сергиевский храм Троицкого подворья пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Члены комиссии здесь действовали нарочито грубо и кощунственно, и отец Макарий в лицо назвал их грабителями и насильниками и был тут же арестован и заключен в тюрьму.

Мученик Сергий

Мученик Сергий родился в 1865 году в Москве в семье купца второй гильдии Федора Дмитриевича Тихомирова; образование Сергей Федорович получил в церковноприходской школе, а затем по примеру отца стал купцом. В 1910 году он вместе с супругой переехал с Арбата на Большую Дорогомиловскую улицу, где поселился напротив Богоявленского храма, став с этого времени его постоянным прихожанином.

Во время изъятия ценностей из Богоявленского храма перед ним собралась большая толпа людей, которые были против разграбления святыни. В гневе народ стал бросать камни в красноармейцев и одного из них даже сильно ушиб.

Сергей Федорович был в это время в своей лавке, но на следующий день его арестовали и посадили. Его допрашивали всего один раз, на суде не задали больше ни одного вопроса.

8 мая 1922 года был зачитан приговор трибунала: одиннадцать человек были приговорены к расстрелу и среди них священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров.

После суда все приговоренные к расстрелу были доставлены в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, размещены в камерах по одному и лишены прогулок. После того, как стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, осужденные с разрешения начальника тюрьмы подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено.

Архимандрит Дамаскин (Орловский)

Источник   «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май».

Тверь. 2007. С. 76-122

 

Последние новости

У воды без беды!

Спасатели обращаются к родителям с просьбой: соблюдайте правила безопасности при купании в водоемах и проведите разъяснительную работу со своими детьми.

Мошенники обманули медика из Железногорска

В полицию обратилась 26-летняя горожанка. Представившись оператором сотовой связи, ей позвонили аферисты и под предлогом продления договора обслуживания выманили коды из смс от портала Госуслуг.

От Арсения – к Лавру. Читаем вместе роман Евгения Водолазкина

Алёна Мяснянкина Фото: Константин Строев Кто из нас не делал ошибок, которые невозможно уже ничем исправить.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *